понедельник, 28 апреля 2008 г.

Плечевой мотор манипулятора "Оппортьюнити" отказывется работать

Небольшой мотор в руке-манипуляторе марсохода "Оппортьюнити" (Opportunity), начавший время от времени глохнуть около двух лет назад, в последнее время стал еще более ненадежным.

Инженеры проекта в Лаборатории реактивного движения (Пасадена, Калифорния), пытаются выяснить, почему один из пяти моторов в руке-манипуляторе 14 апреля заглох значительно быстрее, чем в остальных случаях. Они также проверяют, можно ли еще использовать этот мотор, и оценивают, насколько полный отказ мотора повлияет на работу "Оппортьюнити".

Этот мотор контролирует боковое движение плечевого "сустава" манипулятора. Другие моторы обеспечивают движение руки вверх-вниз в плече и маневренность локтя и запьястья. На конце руки расположены 4 инструмента, которыми марсоход касается камней и грунта, чтобы изучить их состав и структуру.
"Даже при наихудшем развитии событий "Оппортьюнити" все еще сможет выполнять некоторые контактные исследования с помощью манипулятора", - говорит Джон Каллас (John Callas) из ЛРД, руководитель проекта роверов-близнецов "Оппортьюнити" и "Спирит" (Spirit). - "У ровера достаточно эксплуатационной гибкости, чтобы продолжить исследования в кратере Виктория и выехать обратно на плато Меридиана".

Неполадки в работе мотора в последние недели согласуются скорее с увеличеннным сопротивлением в электрической схеме, происходящего от изнашивания проводов в обмотке, чем с его механическим заклиниванием. Планируется провести дополнительные тесты, чтобы определить, локализуется ли наблюдаемое сопротивление или оно является прерывистым.

"Оппортьюнити" и "Спирит" прибыли на Марс в январе 2004 года и приступили к своим миссиям, изначально рассчитанным на три месяца. Они продолжают действовать на протяжении вот уже четырех лет, хотя и демонстрируют некоторые признаки износа.

"Норовистый" плечевой мотор "Оппортьюнити" начал давать сбои в ноябре 2005 года. Проблема была решена путем увеличения подаваемого напряжения. Инженерам, однако, стало ясно, что вероятность его дальнейших сбоев велика, поэтому стандартные процедуры складывания и раскладывания руки были изменены.

До этого случая рука-манипулятор оставалась сложенной в те дни, когда ее не предполагалось использовать. Но чтобы разложить руку, необходимо включить плечевой мотор, поэтому, если бы мотор забарахлил, когда рука сложена, ее невозможно было бы выдвинуть снова. Не доверяя забарахлившему мотору, команда начала выдвигать манипулятор в конце каждого дня, а не оставлять его сложенным на ночь. Таким образом руку можно использовать, даже если мотор окончательно сломается.

Этой весной "Оппортьюнити" пересекает внутренний откос кратера Виктории, чтобы достичь основы скалистого учатка борта кратера, предварительно названного "Зеленым мысом" (Cape Verde). 14 апреля марсоход выезжал из песочного пятна, на которое он наткнулся по пути к Зеленому мысу. Как обычно, в конце дня была дана команда выдвинуть манипулятор. Плечевой мотор едва успел разложить руку перед тем, как заглохнуть.

"Мы отложим выезд из песка до тех пор, пока не завершим диагностику мотора", - говорит Каллас. - "Марсоход находится в устойчивом и безопасном положении, и никуда не торопится. Поэтому мы будем действовать медленно и осторожно".

Лаборатория реактивного движения, являющаяся одним из отделов Калифорнийского технологического института в г. Пасадене, руководит проектом "Mars Exploration Rover project" по поручению Дирекции научных космических программ НАСА в Вашингтоне. Дополнительная информация о марсоходах "Спирит" и "Оппортьюнити" доступна онлайн по адресу http://www.nasa.gov/rovers.

Гай Вебстер
Jet Propulsion Laboratory, Pasadena, Calif.
guy.webster@jpl.nasa.gov

Источник:
NASA


Комментариев нет: